Прошла "Школа позитивного материнства" на тему развития речи у детей

Публикуем материал по итогам очередного занятия школы позитивного материнства, которое состоялось 25 апреля.

За развитием речевых функций детей мы начинаем следить с первых месяцев жизни. В течение первого года этим занимается педиатр на ежемесячном приеме, оценивая не только рост и вес ребенка, но и его психоэмоциональное и моторное развитие. В частности при оценке психоэмоционального развития врач-педиатр большое внимание уделяет моментам, которые потом окажут значительное влияние на речь и на правильное произношение тех или иных звуков. Например, в месячном возрасте это правильное прикладывание к груди и сосание.

В 3 месяца педиатр проверяет ребенка на умение «гулить» - особым образом складывать губы, произносить какие-то звуки. В 7-8 месяцев уже должен появляться «лепет» - произношение звуков, напоминающих речь. Родители часто таки говорят на приме – «болтает по-своему, на своем языке».

В год или чуть старше активно развивается функция подражания – ребенок имитирует звуки машин, животных (би-би, мяу, ав), повторяет слова или слоги, которые произносит взрослый человек.

Разумеется, огромную роль в речевом развитии детей играют родители. Для овладения языком ребенок должен находиться в языковой среде, слышать речь окружающих. Поэтому родителям с самых первых дней жизни малыша очень важно озвучивать все свои действия, все режимные моменты – в процессе одевания, купания, кормления, не боясь повторять это многократно. Даже если ребенок не разговаривает, он таким образом постепенно учится различать оттенки цветов, количество предметов (один-много) и так далее.

Первые слова в норме у ребенка появляются в промежутке с года до года и шести месяцев. Это простые слова, например «мама», «папа», «деда», «баба», «тетя». Или имена – Надя, Петя, Вова. Пожалуйста, не упустите этот момент! Если у ребенка в этом возрасте не появляются слова, проконсультируйтесь с логопедом!

В дальнейшем речь ребенка обогащается, в ней появляется много существительных. Бывает так, что они у ребенка в пассивном словаре – он их понимает, но сам сказать не может, поэтому активно использует мимику, жесты и интонации. Это вариант нормы. За существительными следуют глаголы – «дай», «пей», «лей». Постепенно формируются фразы.

С 2 лет у детей появляются правильные грамматические конструкции. Например, это – кукла, а вот там кто? Ребенок уже может ответить «куклЫ». Не «хочу мама», а «хочу К мамЕ».

К 3 годам у ребенка должны четко различаться в речи такие звуки как А, О, У, И, Ы, Э, М, П, Б, МЬ, ПЬ, БЬ, К, Г, Х, КЬ, ГЬ, КЬ, Т, Д, Н, ТЬ, ДЬ, НЬ, В, Ф, ВЬ, ФЬ. А с 3 лет к ним добавляются еще С и З .

При этом если ребенок говорит «сон» как «сьон» - в этом возрасте мы еще считаем это вариантом нормы, физиологической заменой. Но к 4 данные звуки должны приобрести твердость. Если вы видите, что у вашего ребенка этого не произошло – повторюсь, пожалуйста, обратитесь к логопеду, проведите диагностику по звукопроизношению!

В 4 года речь становится еще понятнее, а предложения - сложноподчиненными. Появляется конструкции «потому что» - «я люблю гулять, потому что на улице качели». В речи присутствуют такие звуки как Ш, Ж, Ц, Ч, Щ. Если их нет, это повод прийти на консультацию.

К 5 годам появляются звуки Л, Р, ЛЬ, РЬ. Это очень важно. 5 лет – старший дошкольный возраст, и от того, насколько правильно ребенок будет произносить звуки, во многом зависит его учеба в школе в дальнейшем.

Очень важно вовремя заметить задержку или отставание в речевом развитии ребенка. Часто родители обращаются к специалистам поздновато, когда дети уже начинают взаимодействовать в маленьких коллективах и становится очевидно, что у других детей большой словарный запас, а у их ребенка – маленький или никакой. Но и в этом случае бывает, что родители успокаивают себя тем, что их ребенок умный и сообразительный. Например, он хорошо выполняет задания, показывает все картинки, предметы. Одно из утешений – что ребенок легко взаимодействует с гаджетами, даже играет в простые игры на телефоне или планшете.

И здесь есть очень важный момент. Человек всегда развивается по самому легкому пути. Поэтому ребенку намного проще что-то увидеть и сделать, чем увидеть, проговорить и потом только сделать. Поэтому мы крайне рекомендуем вовремя обращаться за консультацией к специалистам!

Иногда к нам приходят дети, которые хорошо понимают обращенную речь, но сами не могут почти ничего произнести. В таком случае в первую очередь мы обучаем родителей артикуляционной гимнастике, которой обязательно нужно заниматься с ребенком. Ее можно начинать с 2 лет – и даже раньше.

Артикуляционная гимнастика – это простые упражнения вроде «подними язычок к верхней губе, опусти к нижней, подвигай вправо-влево, как стрелка у часиков, надуй щеки, как хомячок». Так мы нагружаем артикуляционный аппарат, ведь язык – это мышца, для правильно произношения звуков он должен хорошо работать. Также важна дыхательная гимнастика – например, многие детки не умеют выдувать простые мыльные пузыри, булькать водой через трубочку или задувать свечки. А ведь это тоже имеет огромное значения для гармоничного речевого развития.

Дорогие родители! Если у вас появляются хоть малейшие сомнения в том, что речь вашего ребенка соответствует нормам, приходите на консультацию! Многие проблемы куда проще предотвратить, если начать вовремя заниматься. А мы будем рады вам помочь!